«Сила России-в единстве народа!»
4 ноября в нашей стране традиционно отмечается День народного Единства. Это праздник патриотизма, взаимопомощи и единения всех российских народов.
Россия – самая большая страна в мире! Она занимает самую большую и обширную территорию от Европы до Азии. Только в России есть и полярный пояс, и тундра, и тайга, и степь, и тропики.
Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут. Россию населяют многие народы, и у каждого из них есть свой язык, своя национальная одежда, свои песни, танцы, сказки, свои национальные костюмы, обычаи и обряды. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.
У каждого народа - свои народные традиции. Именно культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру нашей страны. Каждый народ вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У всех нас одна Родина – Россия!
Красноярский край является многонациональным регионом. Большая часть населения- из европейской части России и бывших республик СССР: русские и украинцы, татары и чуваши, немцы, поляки, белорусы, армяне, киргизы и так далее.
На территории Красноярского края издавна живут рядом друг с другом люди разных национальностей. Живут дружно, помогают друг другу, обмениваются знаниями и традициями. В этом единстве — наша сила. И перед лицом опасности, угрозы свободе и безопасности люди объединяются, чтобы победить общего врага. Так было и во время Великой Отечественной войны. В то время, простые люди: горняки, рабочие, колхозники и доярки сдавали деньги, тёплые вещи в фонд обороны, выполняли и перевыполняли план, чтобы приблизить Победу. Это тоже является примером настоящего народного единства.
На территории Красноярского края проживают представитель восьми коренных малочисленных народов Севера: долганы, кеты, ненцы, нганасаны, селькупы, чулымцы, эвенки, энцы. Данные народы являются носителями традиционного образа жизни, основанного на единстве человека и природы. Занимаются традиционными видами хозяйствования и промыслами, имеют богатую культуру, хранят национальные традиции и обычаи.
Ненцы в Красноярском крае проживают в основном в Таймырском (Долгано-Ненецком) муниципальном районе. Вероятно, предки ненцев в конце I тысячелетия до н.э. под натиском кочевников иммигрировали на север из лесостепных областей Прииртышья. В дальнейшем часть ненцев ушла на запад до Белого моря, другая — в противоположную сторону, до Енисея. С другой точки зрения, прародина ненцев находится вовсе не на юге, а в северных лесах и тундрах Приуралья и Зауралья, откуда предки ненцев, уже освоившие оленеводство, на рубеже I — II тысячелетия н.э. стали уходить на север и восток.
Традиционное занятие ненцев — оленеводство, а охота и рыболовство имели только вспомогательный характер.
Эвенки — традиционные оленеводы и охотники. Проживают в таёжной зоне Красноярского края: в основном в Эвенкии, а также в Енисейском, Туруханском, Северо-Енисейском районах и на Таймыре. До революции их называли тунгусами.
Народности Красноярского края — якуты, долганы, хакасы и чулымцы, принадлежат к тюркской группе алтайской языковой семьи.
Якуты — оленеводы, охотники и рыбаки. На территории нашего края якутское население сосредоточено в основном на северо-востоке Эвенкии, в районе озера Ессей, а также проживают на юге Таймыра. Большинство якутов края — мигранты из Якутии. Занимаются оленеводством, охотой на дикого северного оленя и рыболовством.
Хакасы и чулымцы проживают на юге нашего края, в основном в пограничных с Хакасией районах. Традиционным занятием хакасов являлось полукочевое скотоводство и охота. Они являются потомками древнего населения Минусинской котловины. Тюркский язык появился здесь примерно в III веке до н.э., процесс формирования хакасской нации окончательно завершился в XX веке.
Кеты также являются коренным народом нашего края, проживают в среднем и нижнем течении Енисея. Кетский язык является уникальным в своем роде, только в 1980-х гг. для кетов была разработана письменность.
Термин «кет» был введен в обиход в 1920-х гг. Ранее в русской литературе кеты были известны как енисейцы. Предки кетов издавна жили на территории Южной Сибири вместе с другими представителями енисейскоязычных народов.
Некоторые кетоязычные группы в IX—XIII вв. ушли на север, осев на среднем Енисее и его притоках. Именно здесь сформировалась самобытная кетская культура. В дальнейшем кеты продвигались на север.
Исконными занятиями кетов были пешая охота на копытных (лось, олень), водоплавающую и боровую дичь, а также рыболовство. Первое место занимал пушной промысел- охота на соболя и белку.
Основное место проживания долганов — Хатангский район Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района по рекам Хета и Хатанга. Меньшая часть обосновалась в Авамской тундре на Енисее. Традиционные занятия — оленеводство, охота на дикого северного оленя, пушного зверя, птицу и рыболовство.
В центральной части полуострова Таймыр проживают нганасаны, их основное традиционное занятие — охота на дикого оленя, водоплавающую дичь, пушнину, также занимаются рыболовством. Со второй половины XIX века — развито домашнее оленеводство.
На западе Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района проживают энцы. В состав русского государства предки энцев были включены в начале XVII века.
Небольшая группа селькупов живёт в Туруханском районе Красноярского края. Это потомки самодийцев, которые пришли в XVII веке со средней Оби на север, в бассейн реки Турухан.
Территория, которую объединила одна река Енисей, уникальна. Например, здесь живут самые южные оленеводы мира (тувинские тоджинцы) и самые северные (нганасане, ненцы и так далее). И те и другие до сих пор в своём быте сохранили часть уклада своих традиционных культур.
Как же и когда на территорию Красноярского края пришли русские и другие народности? Поход Ермака в 1583-1585 годов и поражение хана Кучума привели к падению Сибирского ханства и началу целенаправленного продвижения русских землепроходцев на восток.
В конце XVI века началось строительство опорных пунктов в Западной Сибири, а с начала XVII века — в бассейне Енисея. В 1702 году, после ухода из Минусинской котловины енисейских кыргызов, русское земледельческое население стало переселяться из таёжной полосы на юг, в более плодородные земли. Так возникли обширные районы русского оседлого земледельческого населения.
В низовьях Енисея русские образуют группу, занимавшихся преимущественно рыболовством.
Языком и своеобразным бытом отличалось и русское старожильческое население бассейна Ангары (чалдоны, кержаки). До сих пор самобытность сохраняют крестьяне-старообрядцы, живущие на севере и юге Красноярского края.
В XVIII веке основную часть русских переселенцев составляли бывшие крепостные крестьяне, отправляемые в Сибирь помещиками на военную службу. В XIX веке большую часть русских составляли ссыльные.
Рост русского населения (по большей части переселенцев из центральных и южных губерний страны) происходит в конце XIХ — начале ХХ века, что связано с крестьянскими реформами и строительством Транссибирской железной дороги.
В ХХ веке на увеличение русского населения повлияли крестьянская ссылка в 1930-е годы, эвакуация в годы Великой Отечественной войны, послевоенные депортации и привлечение трудовых ресурсов на строительство промышленных гигантов.
Своеобразную группу в составе русских представляют казаки. В приграничных с Сибирью районах казаки появляются во второй половине XVI века — в качестве защитников владений пермских солепромышленников Строгановых от набегов зауральских племён. Среди них был и атаман Ермак, с похода которого началось освоение сибирских территорий.
В самой Сибири казаки появляются с конца XVI века — в составе гарнизонов западносибирских острогов, а с первой половины XVII века — восточносибирских.
В XIX веке на территорию современного Красноярского края попадают белорусы — в основном, в качестве ссыльнопоселенцев. Массовым приток белорусов был зафиксирован в годы столыпинской реформы. Следующие волны переселения белорусов в Сибирь связаны с двумя мировыми войнами, политикой раскулачивания и послевоенным строительством Красноярской ГЭС, алюминиевого завода и других промышленных гигантов.
Массовое переселение азербайджанского народа связано с послевоенным строительством Красноярской и Саяно-Шушенской ГЭС. Новый приток выходцев из Азербайджана связан со строительством КАТЭК (Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс) и Красноярского экскаваторного завода в 1980-е годы.
Начало миграции в наш регион армянского народа было связано с послевоенным индустриальным развитием региона. На рубеже XX-ХХI веков численность армян в Красноярском крае увеличилась в 3,5 раза, что было вызвано осложнением политической ситуации на Северном Кавказе и ухудшением в этом регионе социально-экономического положения.
Первые татарские селения (Шулдат и Серебрянково) на территории Красноярского края появились в середине XIX века. В последние десятилетия XIX века переселение татар в Сибирь становится массовым, таким образом до 1980-х годов наблюдался рост татарского населения.
Массовая миграция чувашей в Сибирь, как и многих других народов, началась в конце XIX века, усилившись в начале ХХ века (в годы столыпинской реформы). Второй массовый поток чувашской миграции пришёлся на 1920-е годы, третий — на 1930-1940-е (ссыльнопоселенцы), а четвёртый — на послевоенный период, когда в Красноярский край приехала чувашская молодёжь — по послевузовскому распределению либо на сибирские стройки.
В нашем регионе первые поселения мордовского населения появились в Минусинском и Канском уездах конце XIX века. Резкое усиление миграционного потока произошло в 1920-е годы, что было связано с голодом в Поволжье. Много мордовской молодёжи оказалось в Сибири в послевоенные годы, на строительстве промышленных гигантов.
В Красноярском крае проживает значительное количество немцев. В Приенисейской Сибири первые немцы появились в качестве служивых или ссыльнопоселенцев с конца XVII века и на протяжении нескольких веков играли заметную роль в жизни нашего края.
Резко возросло число немцев в годы Великой Отечественной войны: в Красноярский край было депортировано около 70 тыс. немцев, большей частью из Поволжья.
Можно также отметить других проживающих в крае европейцев — это болгары, греки, венгры, молдаване, румыны, сербы, турки, эстонцы, которые в основном были ссыльными.
Наряду со всеми в Красноярском крае проживают такие представители народов Востока, как корейцы, китайцы, уйгуры, вьетнамцы, японцы и индийцы.
В Приенисейской Сибири корейцы появились в начале ХХ века. Значительное увеличение числа корейцев пришлось на 1990-е годы за счёт миграции из Узбекистана и Казахстана, а также из КНДР.
В 1870-е годы в Енисейской губернии появились китайцы. В ходе депортации российских китайцев с Дальнего Востока (в 1930-х) часть из них попадает в наш регион.
Своеобразна история еврейского народа на берегах Енисея. Здесь они появились впервые в начале ХIX века. Тогда в Красноярске им отвели место для проживания у подножья Афонтовой горы, за пределами города. Место было названо Еврейской слободкой (Николаевка).
Евреи в Сибири были в основном ссыльными, земледельцами-колонистами, солдатами, занимали видное место в средней и крупной торговле, их было много среди врачей, юристов. Значительную роль евреи сыграли в развитии мелкой и кустарно-ремесленной промышленности.
Все мы - граждане России, должны любить свою Родину и помогать друг другу. Для этого важно знать и уважать историю страны, традиции и обычаи русского народа и других народов нашей многонациональной России. Могущество России, её сила в единстве и дружбе населяющих её народов!
«Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России».