Шрифт:
Цвета:
Россия, п.г.т. Мотыгино,
ул. Советская д. 136
+7 (391-41) 22-5-31
мы в Одноклассниках

Фотовыставка Наша Победа!

 

Дорогие друзья и посетители музея!

К 75-летию Дня Победы предлагаем вашему вниманию фотовыставку "Наша Победа!", предоставленную Красноярским музейным центром. На выставке собраны работы самых известных мастеров фотографии, военных корреспондентов времен Великой Отечественной войны:  Е.Халдея, А. Морозова, А Егорова и других.  Их имена прочно вошли в историю не только отечественной фотографии, но и в историю советской журналистики. Их смелость,  вера в победу и самоотверженность, — вот что отличало каждого из них в то время, когда они добровольцами шли на фронт и под пулями создавали фотолетопись военных лет, фотолетопись нашей страны.

В экспозиции представлены как авторская печать фотомастеров, так и работы, отпечатанные с архивных негативов. На выставке представлены не только снимки, ставшие хрестоматийными, но и фотоработы, которые до этого дня не были опубликованы или публиковались в печати только в период военных действий.

Данная выставка открылась в Москве в апреле 2000 года. В 2002 году была передана Красноярскому музейному центру.

Итак... Стоп-кадры войны...

 

Анатолий Сергеевич Гаранин  — фотограф, советский мастер фотоискусства.

В годы Великой Отечественной войны был корреспондентом газеты «Фронтовая иллюстрация». Снимал боевые действия Советской Армии на разных фронтах. Лучшие его работы несут в себе правду боевой обстановки.

Одна из самых известных боевых фотографий Анатолия Сергеевича "За Родину!", на которой запечатлена гибель советского солдата во время атаки, считается классикой фронтового фоторепортажа. Этот кадр, сделанный в бою, под обстрелом,  в атаке на участке Крымского фронта, в 1942-м.  Снимок будничной смерти на бегу является одним из сильнейших фотодокументов войны.

Анатолий Васильевич Егоров — советский фотограф и журналист, фронтовой корреспондент, мастер фотоискусства. Анатолий Егоров прошел всю Великую Отечественную войну. Участвовал в десантах и танковых битвах, ходил в атаки с пехотой, прорывался из окружения... Однако на его счету нет подбитых вражеских машин, застреленных фашистов... Фотокорреспондент Егоров мерил свои боевые успехи количеством сделанных фотокадров, стараясь запечатлеть моменты войны, показать их миллионам людей.    

На его фотоснимке "Бой окончен, Белгород. Степной фронт. 5 августа 1943 г." запечатлен тяжёлый солдатский быт на войне. 

Коротко о событии 5 августа 1943 года: "Контрнаступление Красной Армии началось утром 3 августа 1943 года. Войска Воронежского и Степного фронтов нанесли рассекающий удар в направлении на Богодухов, Валки, Новая Водолага. В прорыв устремились передовые бригады 1-й и 5-й танковых армий и окончательно подавили оборону противника. ... После ожесточенных уличных боев к вечеру 5 августа войсками Степного фронта в ходе Белгородско - Харьковской операции Белгород был освобожден. Бой был окончен..."

Предлагаем вашему вниманию ещё два фотоснимка Анатолия Васильевича: "Дети, убитые разрывными пулями. Совхоз Стахивка Полтавской области. 22 сентября 1943 г."и "Полтава. Трупы жителей города сожженных в городском музее Степной фронт, 23 сентября 1943 года" В годы войны Полтавский краеведческий музей был сожжён и разграблен немцами.

Анатолий Павлович Морозов в годы Великой Отечественной войны работал фотокорреспондентом газеты «Фронтовая иллюстрация». Снимал боевые операции на многих фронтах, в том числе битву под Орлом, взятие Берлина, подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии, Нюрнбергский судебный процесс над гитлеровскими военными преступниками.  Награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени и медалями.

Фотография  Анатолия Павловича-"После жестокого боя". была сделана в августе 1944 года. Каунас, 3-й Белорусский фронт.

Артиллерист-гвардеец отдыхает у своей 122-мм гаубицы после боя с немецкими танками.

Всеволод Сергеевич Тарасевич — классик советской фотожурналистики.

С начала Великой Отечественной войны был фотокорреспондентом политического управления Северо-Западного, а затем Ленинградского фронтов. Почти всю войну Всеволод Сергеевич провел в блокадном городе, постоянно выезжая на фронт, в войска, защищавшие Ленинград.

Наиболее значительная работа его военного периода — серия снимков «Ленинград в блокаде» (1941–1943 гг).

Фотоснимок "Соединение Ленинградского и Волховского фронтов,1943г" отображает исторический момент соединения двух военных фронтов. В результате операции «Искра» войска Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года прорвали блокаду Ленинграда.

Виктор Антонович Тёмин  — советский фотокорреспондент. Заслуженный работник культуры РСФСР.

В годы Великой Отечественной войны являлся фронтовым корреспондентом, бывал на разных фронтах.

Был награжден: тремя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени, орденом Отечественной войны II степени, а также медалями: заслуженный работник культуры РСФСР и Почётный гражданин Йошкар-Олы.

На фото Виктора Антоновича "Подбитый "Тигр"  - сожжённый самый опасный гитлеровский танк типа "Тигр". На фотоснимке "В атаку" зафиксировано мгновение, когда в атаку шли бойцы Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. Не все атаки завершались успешно, многие не возвращались из боя... Тем не менее, участие в тех атаках говорило о мужестве и бесстрашии, участвующих в них людей.

Георгий Анатольевич Зельма (его настоящая фамилия — Зельмано́вич)—советский фотограф и фоторепортёр, военный фотокорреспондент на полях боевых действий в Великую Отечественную войну.

Его самые известные фотографии были сделаны во время битвы за Сталинград. Здесь он находился в 1942–1943-м годах,  воевал и одновременно снимал на свою камеру ожесточённые бои за город.

Предлагаем вашему вниманию два фотоснимка Григория Анатольевича:

"Штурмовая группа 13-й гвардейской. Сталинград,1942 г.": на фото запечатлена битва за Сталинград 13-ой гвардейской стрелковой Полтавской дивизии, которая обороняла западную окраину города Сталинграда. Батальон решительными действиями окружал и уничтожал мелкие группы автоматчиков, засевших в отдельных зданиях. 16 сентября 1942 года дивизия повела наступление по очистке центральной части города Сталинграда.

А также фотоснимок "Русский хлеб", на котором запечатлены солдаты с фронтовым хлебом.  Хлеб во время войны считался мерилом жизни, пекли его фронтовые пекари на полях сражений, порой под обстрелом - в земляных печах, которые были устроены прямо в окопах. Фронтовой хлеб был горьким и в прямом и в переносном смысле слова, в его состав часто входили несъедобные добавки.

Евгений Ананьевич Халдей — советский фотограф, военный фотокорреспондент. Представлял редакцию ТАСС на военно-морском флоте во время Великой Отечественной Войны. Все 1418 дней войны он прошёл с камерой «Leica» от Мурманска до Берлина.

На его фото "Маршал К.К.Рокоссовский на Параде Победы 24 июня 1945 года" запечатлен кадр с Парада Победы 1945 года.

В ознаменование Победы над Германией в Великой Отечественной войне 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади прошел парад войск Действующей армии, Военно-Морского Флота и Московского гарнизона — Парад Победы, которым командовал Маршал Советского Союза Константин Константинович Рокоссовский.

Михаил Анатольевич Трахман — известный фотограф, фотожурналист.

В годы Великой Отечественной войны являлся фотокорреспондентом Совинформбюро, работал в газете «Красная звезда». Награжден Орденом Красной Звезды. Наиболее известны его военные фотографии из партизанской серии.

Фотоснимок Михаила Анатольевича "Ленинградские партизаны. Атака,1942 г."

К моменту начала блокады, на территории Ленинградской области действовали сотни партизанских отрядов, объединяющих несколько тысяч бойцов. Проводимые ими диверсии существенно ослабили давление немцев на Ленинград. Ленинградские партизаны были одним из передовых, наиболее организованных отрядов народных мстителей, они разрушали коммуникации, взрывали мосты, сами делали оружие. В течение 32 месяцев во временно оккупированных немцами районах Ленинградской области шла самоотверженная партизанская борьба.

Яков Николаевич Халип  — выдающийся мастер советской фотографии; известный фотограф, фотохудожник, прямой наследник русского авангарда в фотографии.

Был награжден Орденом Отечественной войны II степени. Стиль его фотографий можно назвать выражением духа современной ему эпохи. Яков Халип оставил уникальный архив негативов и фотографий. Его работы сегодня находятся в коллекциях многих музеев и фотогалерей Европы и Америки, появляются на международных аукционах.

Его фотоснимок  "Ноктюрн, 1943 г."  был сделан в поселке Южном на развалинах ЦОФа им Молотова.

В годы войны Яков Николаевич Халип работал фотокорреспондентом газеты "Красная звезда", позже Совинформбюро. Во время жестоких боев за освобождение Новошахтинска он приехал в город с писателем Константином Симоновым. И попал на концерт. Далее рассказывает герой снимка, скрипач Виктор Андреевич Мирошников: "13 марта 1943 года наша 33-я гвардейская дивизия штурмом взяла Новошахтинск. Город лежал в развалинах. В бою особо отличились разведчики. Для них мы с Григорием Вакуленко, баянистом, которого вы видите на снимке, и играли. Было очень холодно, сводило пальцы, смычок поначалу не слушался, мешала шинель, и я ее скинул. Я видел, как светлели лица бойцов, как на миг забывались кровавые атаки. Уже не помню, играл ли я тогда ноктюрн. Но фотограф Яков Халип назвал свой снимок именно так. И очень точно".

 

Плечом к плечу с солдатами на полях сражений Великой Отечественной воевали и фотокорреспонденты. Именно благодаря их самоотверженной работе и сегодня, спустя 75 лет, мы смогли увидеть, как развивались события, и что происходило в те страшные годы.

Перед нами предстали фотоснимки, на которых запечатлены эпизоды боёв, тяжёлые солдатские будни, трудные дороги войны, редкие минуты отдыха и фронтового быта. Великий подвиг наших отцов и дедов впечатан навечно в память народов России.