Друзья, гости и посетители музея!
Предлагаем Вашему вниманию виртуальную художественную выставку "Русское классическое искусство". Вы сможете ознакомиться с работами русских художников, картины (фотокопии) которых нам предоставил «Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова».
В XVIII веке и в России появились первые художники-пейзажисты, и вот уже 200 лет в России пейзаж существует, как самостоятельный жанр изобразительного искусства. Слово "пейзаж" в переводе с французского означает "местность". Пейзаж может быть сельским или же городским, пейзажи времен года, например на нашей выставке это картины художников Д.И. Каратанова "Зима", С.А. Виноградова "Весенний пейзаж".
Рассмотрим две картины бытового жанра. Это картина Соколова И.И. "В шинке. Приятиели" и Алексея Алексеевича Боброва "Горе вдовца".
Иван Иванович Соколо́в — живописец, портретист.
Во второй половине XIX века активно развивается бытовой жанр. Произведения, написанные в бытовом жанре, рассказывают историю с литературной повествовательностью.
В этих работах мы уже считываем определённый сюжет, раскрывающий реалии эпохи и индивидуальные качества героев произведения. Этими героями становятся не только представители элиты, но и простой человек. Приятели в шинке - незамысловатая бытовая сцена простых людей в питейном заведении
Алексей Алексеевичь Бобров - русский живописец
Главной темой художника являлись интерьеры комнат и жанровые сцены, происходящие в этих комнатах. Он выбирает обыденные сюжеты и этим простым сюжетам очень соответствует небольшой размер картин.
Сюжет картины "Горе вдовца" относится к бытовому жанру. Душевный и чуткий художник очень внимателен к деталям, именно они многое скажут зрителю об этой жизни, об этом простом человеке, об этом горе. Во всем – полное безразличие к опустевшему дому.
Какой контраст между этой, сегодняшней, и прошлой счастливой жизнью. Да и сама поза – на краешке стула, неудобная, случайная, и эта незамечаемость неудобства тоже красноречивы. Алексей Бобров обладал редкой способностью увидеть и преподнести даже самые незначительные моменты повседневной жизни как произведение искусства.
Ободранные ножки стула, сбитая скатерть, покосившийся абажур лампы, беспорядочно брошенные вещи на этажерке и верхняя одежда на спинке стула указывают на трагедию в жизни персонажа картины.
Портреты на стене показывают прошлую счастливую жизнь героя картины.
На нашей выставке представлена мини композиция из трех произведений великого художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского, что позволяет увидеть целый ряд произведений одного мастера в комплексе.
Остановим свое внимание на "Пейзаже с Везувием". Произведение, насыщенное солнцем, легкое. Мы видим движущийся кораблик, радующий глаз. Произведение притягивает к себе легкостью и ясностью.
Айвазовский, как художник-маринист не просто имеет к морю тяготение как к богатому материалу, с которым хочется постоянно работать, он хочет передать зрителю эту среду.
В его работах "Морской вид" и "Крымский пейзаж с парусником" мы видим ясную погоду, штиль, виднеющиеся корабли, полуденное солнце. В работе "Пейзаж с Везувием" Айвазовский передает сложную ситуацию на море: чуть ли не крушение, корабль сильно качает, замечаем, что его мачта склонилась.
Все три работы позволяют Айвазовского увидеть как великого мастера в написании воды, как объекта в его живописи.
Почти всю площадь холста картин художника занимает изображение взволнованного моря и высокого, в пышных облаках, неба. Накатываются на берег волны. Воздух свеж и прозрачен. Небольшой парусник, борется с усиливающимся ветром, что подчеркивает романтическое настроение полотна. Айвазовский искусно передает прозрачность зеленоватой волны. Яркие, артистически выполненные морские картины, относятся к числу самых выразительных и совершенных картин художника.
Виноградов Сергей Арсеньевич - талантливый русский художник, мастер пейзажа.
Писал жанровые картины, портреты, интерьеры, пейзажи.
Его картинам присуще обилие воздуха и света, они передают нам общее радостное настроение.
Виноградова часто называли мастером "солнечного света", которым буквально залиты многие из его пейзажей. Художник пишет свои произведения в свободной (этюдной) манере. Его работы радостны, звучны, их словно пронизывает звучащая музыка. Именно таким и предстает перед нами его "Весенний пейзаж" - яркий, насыщенный, залитый солнечным светом.
Картина блестит всеми цветами радуги, поднимает настроение. Глядя на пейзаж так и хочется воскликнуть: " Идет весна! Весне дорогу!"
Мы видим изображена заготовка дров на окраине деревни, слышим пение птиц, звон капели. Весну издавна любил народ, называл её весна-красна. Вся природа весной просыпается после зимних холодов. Художник передает нам весеннее настроение, свою любовь к природе. Краски в картине яркие, но чувствуется холод неба, и становится ясно, что это ранняя весна. Когда смотришь на картину, мгновенно представляется целостный облик весны, с её яркими, шумными праздниками, хороводами и весенней капелью.
Алтайский художник Гуркин Григорий Иванович создает большие композиционные картины с передачей характера алтайского пейзажа.
В своих лучших работах Гуркин стремился к созданию собирательного образа величавой природы Алтая. Длинный творческий путь с частыми поездками в горы для общения с природой вел художника к широко известной и почитаемой в Сибири картине "Озеро горных духов". В этом произведении Гуркин сумел запечатлеть образ первозданной алтайской природы, не тронутой человеком, выразить особую духовность этого места.
Смысловое толкование народного понятия "Озера горных духов" дал в каталоге выставки 1910 года сам автор словами:
"Любимое место горных духов, куда редко может проникнуть человек, а потому оно чистое, неоскверненное: по верованию алтайцев, таковыми могут быть только алтайские озера, окруженные высокими скалами с вечным спутником - снегом, льдом и туманами".
К картине «Озер горных духов» Гуркин шел через длинный ряд работ, связанных общим мотивом. Мотив этот - реки и озера, сбросившие оковы льда.
Картина стала еще при жизни художника широко известной. Художнику удалось создать здесь величавый, таинственный и в то же время реальный образ природы Алтая.
Живописец передал весеннее состояние природы высоко в горах с ее чистотой, ясностью и умиротворенностью.
Лежащее на переднем плане справа дерево, выступающие из воды слева камни и кедры уравновешивают композицию, здесь нет ничего лишнего.
Гамма картины выдержана в благородных серовато-голубых и жемчужных тонах, что особенно подчеркивает строгость природы Горного Алтая. Даже желто-коричневые цвета первого плана приглушены настолько, что приобретают серый холодный отлив. Богатые оттенки холодного серого цвета создают впечатление цельности, лирической сдержанности и покоя.
Красноярский художник Дмитрий Иннокентьевич Каратанов – был одним из первых художников, посвятивших свое творчество родной сибирской природе.
Обращаем ваше внимание на пейзаж Каратанова -"Зима", где изображен тихий, красивый заснеженный сибирский лес с окутанными снегом елями в ясный зимний день.
Д.И. Каратанову как художнику, знавшему и глубоко любившему свою Сибирь, хотелось проникнуть в то самое главное и сокровенное в сибирской природе, что называем мы «духом Сибири». Художник хотел нам рассказать о красоте зимней природы. Укрытые снежным покрывалом земля и деревья напоминают сцену из русских сказок. Природа зимой в Сибири необычайно красивая. Пейзаж вызывает теплые чувства, хочется его рассматривать. Каратанов стремился к простоте, искренности и сердечности. Художники, обращаясь к пейзажному жанру делятся со зрителем красотой, своим мироощущением, передают эмоции окружающей действительности.
Клевер Юлий Юльевич — русский художник немецкого происхождения.
Клевер ещё в раннем возрасте решил, что станет живописцем. Не смотря на то, что художник не получил академического образования, он получил звание художника первого класса, благодаря тому, что его произведение было замечено и приобретено Александром II. Клевер любил писать сельские пейзажи, просторы России, его творчество очень ценили в высшем свете, и его мастерская всегда имела множество салонных заказов.
Его карьера была головокружительной. Тысячи репродукций с его многочисленных произведений расходились по всей стране. Работы Клевера производили большое впечатление: на них ходили смотреть, их обсуждали, покупали.
Тема искусства художника – суровая северная природа. Он писал очень быстро и продуктивно. Для его пейзажей характерна некоторая театральность, любовь к вечернему и ночному освещению.
Он прекрасно писал солнечный свет, обратите внимание, его картина пронизана светом заходящего солнца. Мы видим - изображен сельский пейзаж: закат солнца, у реки прибитая лодка, царит тишина. Предположительно - это ранняя весна или поздняя осень.
Пейзаж Клевера отличает четкость, ясность и простота. Художник предпочитает уютные сюжеты, собранные на сравнительно небольших холстах. Он тонко чувствует цвет и свет, умеет перенести это на картинную плоскость. Его живописная манера свободна и уверенна. В картинах Клевера царят покой и молчаливая созерцательность. Художник пишет маленькие рыбацкие домики, лодки, покачивающиеся на зеркальной глади вод. Мы слышим тишину и покой в этой картине.
Мокрицкий Аполлон Николаевич - художник-портретист, учился в Академии Художеств, почти сразу после выхода из Академии к нему пришла популярность. Он стал участвовать в выставках и принимал портретные заказы.
Работа «Карнавал. Итальянки на балконе» была написана художником под впечатлением поездки в Италию. Римский красочный карнавал проходит в начале весны. Художником передана атмосфера праздника, шумного, яркого, живописно-театрального.
Прежде карнавал имел значение, здесь выбирали невест, завязывались знакомства, все двери для всех были открыты, всё превращалось в один общий, шумный праздник. Обилие красок, с балконов разбрасывались цветы. Но все, что напоминало итальянские национальные цвета, было строго запрещено, поэтому ко всем букетам, составленным из красных и белых камелий с зелеными листьями, были присоединены желтые цветочки.
Первухин Константиин Константинович — один из крупнейших русских художников рубежа XIX — ХХ веков, продолжавший традиции русской пейзажной школы. Писал в свободной манере, особое внимание уделяя передаче света и состояний природы.
Обращаясь к изображению природы, художник стремится уловить и передать оттенки настроения пейзажа.
В картине "Венеция" художник передает нам все свое восхищение этим городом, все живописные краски жизни. Стремится пробудить особый интерес к колориту, к красочному богатству картины. Мы видим, что картина написана художником в вечернее время, у воды, используя богатую цветовую гамму, передающую прохладный холодок и сырость.
Художник старательно передает образ города на воде, запечатлев его таким, каким видели его обитатели и путешественники конца XIX века. Величавые здания, узкие проулки, с такими маленькими балкончиками, что люди с легкостью могут при желании дотянуться до своего соседа напротив, едва вытянув руку.
Такой особенный город, как Венеция, не мог не вдохновить художника. Старинные улочки и каналы, арочки и мостики, все это привлекает в Венецию художников. Картина также живописна и лирична, как старинный город.
Василий Дмитриевич Поленов — выдающийся русский художник.
Творчество художника очень разнообразно: это портреты, пейзажи, театральные декорации, картины на библейские сюжеты. Пейзаж стал для Поленова одним из основных жанров живописи, в котором он смог наиболее полно передать свои мысли и чувства.
В пейзаже изображен старинный русский город Таруса, расположенный при впадении реки Тарусы в реку Оку. В течение многих лет, начиная с конца XIX века, Таруса была городом художников: их привлекали эти места своей лиричностью и особой русской проникновенностью.
Художник запечатлевал Оку и окрестные дали в разные времена года, но его любимым временем была золотая осень, ее чистые и звучные краски, прозрачный воздух, бесконечные ясные дали. Одним словом: «Короткая, но дивная пора…». На картине художник изобразил золотую осень. Он будто вглядывается в жизнь осеннего леса. Поленов выбрал яркие цвета: желто-оранжевых оттенков, характерных для осенней природы. Деревья одеты в красивый наряд, золотые, оранжевые листья образуют на земле разноцветный ковер. Осень - необыкновенно красивое и завораживающее время года. Оно вдохновляет многих художников на создание великолепных произведений.
В этой маленькой картине столько спокойного света и простора, столько природной красоты, столько души художника. До конца жизни эти места не переставали вдохновлять Василия Дмитриевича Поленова.
Трутнев Иван Петрович - русский живописец.
Заметное место в творчестве Трутнева занимает церковная тематика, как в данном случае картина «Исповедь».
Убеленный сединой священник, проникнутый важностью совершаемого им таинства, выслушивает исповедь юной гимназистки, на лице которой можно прочитать и благоговение и страх. Образы, детали одежды, все написано художником с особой внимательностью и в мельчайших деталях.
Нигде так рельефно не проявилось направление таланта и личность художника, как в его картинах церковного жанра. По-своему происхождению и воспитанию он с детства был человеком религиозным и церковным. Студия, школа и церковь — вот три этапа в жизни художника и даже трудно сказать, какому из них он уделил больше своего таланта, особенно, если принять во внимание, что он свыше 20 лет был церковным старостой Пречистенского собора и написал множество икон и целых иконостасов.
Иван Иванович Шишкин — выдающийся русский художник-пейзажист, живописец. Родился в небольшом городе Елабуга, на берегу реки Камы. Густые хвойные леса окружающие этот город и суровая природа Приуралья покорили юного Шишкина. Из всех видов живописи он предпочитал пейзаж. Образ русского леса стал основой его творчества. Художник любил писать нетронутую лесную глушь, где ничто не напоминает о человеке. Даже в старости он ежегодно проводил в лесной глуши по несколько месяцев в году.
Мы видим, что большую часть полотна занимают огромные, величавые сосны. Художник показывает зрителю особенности русского пейзажа – его мощь и величие, стремлением к высоте и простору.
Ему удалось передать безмолвное величие леса, его красоту, умиротворение, господствующее в нем. От одного взгляда на полотно мы чувствуем лесную свежесть, слышим запах хвои и мха. Картина наполнена тишиной, величием, видим как ласково солнце касается прямых стволов деревьев. Мощные сосны показаны живописцем во всей красе. Создается ощущение величия деревьев, которым словно не хватает места на холсте. Все детали картины и кора сосен, и хвоя, и кустики зеленой травы на сухой земле написаны с большой жизненной убедительностью, самым тщательным образом. Легко представить, что мы сами идем по сосновому бору, чувствуем прикосновение к щеке горячего солнечного луча, ощущаем под ногами колючую сосновую шишку и вдыхаем душистый запах смолы.