Уважаемые посетители!
Из Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова в Мотыгинский районный краеведческий музей поступила выставка «Мир Андрея Поздеева».
Андрей Геннадьевич Поздеев советский и российский художник. Член Союза художников СССР. Участник Великой Отечественной войны. Окончил Красноярскую художественную школу имени В. И. Сурикова. Его называют «солнечным художником», «сибирским Матиссом».
Андрей Поздеев принадлежал к исконному сибирскому роду и искренне гордился этим, говоря: «Я — енисейский мещанин. В роду — кузнецы, столяры-краснодеревщики, мать родом с Ангары».
Его картины находятся во многих музеях мира, а также в Третьяковской галерее и в Русском музее, в художественном музее им В.И. Сурикова в г.Красноярске.
Выставка будет работать до 30 сентября 2022 г.
Музей ждёт посетителей!
Андрей Поздеев (1926–1998) — признанный лидер красноярской художественной школы, ключевая фигура изобразительного искусства Сибири и один из крупнейших отечественных художников ХХ столетия.
Родился 27 сентября 1926 года в с. Нижний Ингаш Красноярского края в семье почтового служащего Поздеева Геннадия Даниловича и Евдокии Ивановны.
Его мать была крестьянкой, родом с Ангары. Отец — коренной житель Енисейска, происходил из сословия ремесленников: кузнецов, столяров-краснодеревщиков. Он, помимо охоты и рыбалки, в своё время отправлялся мыть золото в Удерейскую тайгу.
Андрей начал рисовать с пяти лет. С 1950 по 1952 г. Поздеев проходит обучение в Красноярской художественной школе им. В.И.Сурикова, в классе Андрея Прокопьевича Лекоренко. Именно 1950-е годы принято считать началом его творчества.
В 1961 году Поздеева, принимают в Союз художников. В 1964-м открылась его первая персональная выставка.
Андрей Геннадьевич Поздеев писал 72 года и оставил огромное наследие — около двух тысяч произведений.
Картины Поздеева выставлены в Третьяковской галерее: «Пир шутов» и «Сотворение мира», одна - «Голгофа» - в музее Церетели.
Помимо «Фонда Поздеева» живопись и графика художника хранится во многих музеях – в общей сложности около 500 произведений и в частных собраниях.
Итак, представляем вашему вниманию художественную выставку «Мир Андрея Поздеева».
Картины предоставлены Красноярским художественным музеем имени В.И.Сурикова.
Поздеев предпочитал работать в нескольких живописных жанрах – портрете, пейзаже, интерьере, натюрморте.
Художник много работал в жанре городского пейзажа, стремясь запечатлеть не просто дома и улицы, а саму жизнь города.
- «На улицах я работал в разное время года - не было места, где работать, а это - великолепная мастерская. Я столько переписал этот город! И все это пульсирующее, живое - все рядом. Это все время жизнь, движение. Удивительно, дом ведь тоже заполнен людьми, он живой. Я к нему так и относился. Как машинка бежит, как люди идут и даже деревья как растут. Вот я это состояние и писал» - говорил он.
«Пейзаж с красным домом», написанным в 1968 году, является визитной карточкой, одной из ключевых работ художника. Композиция её динамична. Ощущение динамики создаётся за счёт изображения пешеходов, идущих по улице, транспорта, деревьев, а также за счёт света и пульсирующих ярких красок: пятен красного, жёлтого, зелёного, синего.
Небольшой городской уголок вдохновил автора на целую серию картин.
Поначалу акцент делается на улицу, на движение пешеходов и машин, постепенно именно красный дом выходит на первый план и становится главным героем этого пейзажа. Дом забирает на себя все внимание зрителя.
Художник любил писать красный дом, располагавшийся на пересечении проспекта Мира и улицы Сурикова напротив западного фасада Покровской церкви, на месте сегодняшнего Дома быта. Сейчас этого дома уже нет.
Перекресток пр. Мира и ул. Сурикова — одно из знаковых мест для Поздеева, в Доме художника находилась его первая мастерская.
Вероятно, произведение написано из окна (или с крыши) Дома художника, либо с колокольни Покровской церкви, где в 1962 году были оборудованы скульптурные мастерские.
Андрей Поздеев - великолепный колорист. Особое место в его творчестве занимает красный – цвет жизни и страсти.
Автопортреты в творчестве любого художника занимают особое место, Андрей Геннадьевич – не исключение: за свою творческую жизнь он создал огромное количество автопортретов (более 40 живописных и около 30 графических), большинство из которых относятся ко второй половине его творческой жизни (1970-е – 1990-е годы).
Автопортретом Поздеев увлекался в течении всей жизни, с первых лет своего творчества, это его зримая биография. Самый ранний его автопортрет был написан во время обучения в Художественной школе им. Сурикова (1949 г.). Далее был написан автопортрет (1952 г.), представленный на данной выставке, где Поздеев изображен на фоне картин.
Каждый портрет у Поздеева всегда узнаваем, за каждым стоит характер, вид деятельности, тип личности. Так и в данном автопортрете мы видим и художника, и человека. Фигура художника остается ярко узнаваемой и индивидуальной.
«Портрет М.С. Михельсона» (1969г.)
Перед нами портрет мужчины аристократической внешности, с усталым, задумчивым взглядом. Он как бы погружен в себя.
Михаил Савельевич Михельсон аристократ духа, легенда педагогики.
Его широкая эрудиция в области философии, литературы, музыки и изобразительного искусства, а также совершенное знание итальянского, английского, французского, немецкого, латинского и других языков вовлекала его в круг не только научно-техническую интеллигенцию Красноярска, но и писателей, поэтов, музыкантов и художников.
С 1978г. он обучал будущих певцов итальянскому языку в Красноярском институте искусств, без которого не было бы сольного пения и оперной подготовки. Лучший баритон мира- Дмитрий Хворостовский рассказывал, что в Италии ему не верили, что итальянскому языку он обучался в Сибири.
О жанре портрета, в котором художник много работал, Поздеев сказал: "Если я не почувствую человека, я не буду его писать".
Портреты Андрея Геннадьевича обращают на себя пристальное внимание, они далеко не копии - фотографии реальных людей, а образы - характеры каждой конкретной индивидуальности.
Для каждого человека на свете найдутся места, которые дают ему вдохновение и прилив жизненных сил для дальнейшей работы. Одним из таких мест для Андрея Геннадьевича Поздеева был заповедник "Столбы".
Более 20 картин Поздеева посвящены Красноярским столбам, где художник воспевает красоту природы с их живописной скалой «Китайская стенка», Кузьмичеву поляну и многое другое.
Этюд «Китайская стенка» - одна из ярких работ художника этой серии, была написана в 1969 году.
Заповедник «Столбы» был любимым местом художника, где он отдыхал душой, где черпал силы и вдохновение. Особенно он был привязан к району Китайской стенки.
Её величественная громада всегда волновала воображение художника. Природа создала форму неприступной крепости, а он, художник образ величественной русской природы.
Место у подножия «стенки» в середине прошлого века красноярцы называли «Острожной стеной». Она и в самом деле напоминает извилистое высокое заграждение, сильно разрушенное в южной части.
Вид на эту стену открывается с Кузьмичевой поляны, откуда и писал её художник.
Яркие условные цвета и формы пейзажа превращают изображение реального географического места в сказочный воображаемый пейзаж, в котором таежные леса и многовековые скалы собираются в красивый и завораживающий букет-подарок.
Поздеев создаёт несколько натюрмортов с изображением речной и морской рыбы: «Хариусы», «Морской окунь», «Таймени», «Морская рыба». Одна из них представлена на данной выставке - «Морская рыба» (1964г.)
Главным «героем» композиции является морская рыба, предположительно находящаяся на большом деревянном столе, окрашенным в цвет морской воды, поэтому во многом создаётся впечатление, будто бы рыба изображена на фоне морской воды. В нижней части картины, в центре на столе находится нож, для разделки рыбы, небольшая часть которой уже очищена.
Картина выполнена в реалистичных тонах, с фотографической точностью и прорисовкой.
Скорее всего, интерес художника здесь продиктован водной стихией, изобилием, богатством и разнообразием природы.
От картины «В июле» написанной в 1972 году, веет счастьем, радостью, свободой, и безграничной теплотой, будто бы все желтые оттенки, какие только существуют в мире, художник собрал на этом полотне в огромный ковер, который греет душу. Жёлтый цвет – любимый цвет художника, на картине мы видим всю палитру его оттенков.
Июль-это краса лета. Наступает жаркая пора, в это время люди зажинают первый сноп, и с этого времени начинается сенокос. Таким июль и запечатлен на картине Поздеева. Мы видим большую поляну на краю леса, в жаркий день – пора сенокоса.
Природа, утомленная жарой над солнечной поляной. От стога сена падает тень, дающая прохладу. Сочные краски лиственных лесов, великолепие ковра из луговых трав пропитаны теплом. Над солнечной поляной раскинулось голубое, чистое небо с воздушными облаками.
Глядя на картину, хочется радоваться теплому летнему дню, солнечному свету, прозрачному лесному воздуху родной милой всем нам природы.
Эта картина написана в ярких тонах, она поднимает настроение и учит нас радоваться жизни.
Осень. Редкий случай буйства красок для художника-повод добавить на холст яркие тона.
В картине «Осень», написанной в 1968 г. Поздеев подчеркивает яркий вид приближающейся осени.
Ясное, светлое небо, впечатление первых погожих осенних дней. На первом плане стог ещё не убранного сена, тень которого падает на лужайку. В своей цветовой гамме Поздеев использует смешанные, приглушенные тона. На полотне изображены глубокая насыщенного зелёно-жёлтого цвета трава и отражающие золотой солнечный свет, белоствольные березы. Оранжевые, местами с красна, листья рябины и ярко-желтые — березы, горят ярким цветом на фоне ясного синего неба. Весь лес в осеннем убранстве.
Художник передаёт осеннюю природу родного края. Красота живописного полотна притягивает и восхищает. Природа, изображенная на картине, величественна и прекрасна.
Фрукты является самыми распространенными предметами в натюрмортах на протяжении веков.
«Южные фрукты» - это яркое, солнечное полотно было написано в 1966-1967г.
Натюрморт состоит из щедрых осенних даров. На переднем плане изображен простой, деревянный круглый стол, сбитый из толстых досок, на котором, в развернутых, смятых газетах – фрукты, арбуз, дыня, высокая плетёная корзина, вино. Картина наталкивает на мысль, что ее создание было спонтанным. Ведь если присмотреться, то можно увидеть, что художник использовал все, что было рядом с ним в тот момент. Вероятно, что фрукты только что принесли в газетах с рынка, которые разместили на столе.
Фоном картины служит книжная полка. Проникающий солнечный свет делает картину удивительно живой и объёмной.
27 сентября 2000 г., в день рождения художника, в Красноярской школе № 69 открылся первый музей, посвященный А. Г. Поздееву.
В этот же день, в центральной части Красноярска, на проспекте Мира был установлен памятник художнику с раскрытым зонтом и этюдником через плечо.
Памятник Андрею Поздееву.
В потоке машин бесконечном
Среди безграничной толпы,
Художник гуляет беспечный
И пишет с натуры холсты.
Прохожих чудак озаряет
Улыбкою светлой своей,
В руке его зонтик сияет
Во время жары и дождей.
И видит он снова и снова
Пейзаж городской и портрет,
И образ картины готовый,
Кто понял ее, а кто нет…
Мудрец, как и прежде, беспечный
С улыбкой по центру идет,
В потоке машин бесконечном
Встречает и каждого ждет.
(Юля Карпухина)
Авторы проекта: скульптор Юрий Викторович Злотя, архитекторы Михаил Леонидович Меркулов и Арэг Саркисович Демирханов. Памятник выполнен он из бронзы. Его высота — 205 см.
В 2019 году в центре Красноярска на стене здания на Карла Маркса, 102, за памятником художника, появилась огромная картина Андрея Поздеева «Декоративное панно. Тигр (автопортрет)».
Основным посылом было то, что многие красноярцы воспринимают известного во всём мире художника просто как «человека с зонтиком» (памятник Поздееву на проспекте Мира выглядит именно так), не видели его работ. Молодые таланты решили продемонстрировать одну из его работ и вписать фасад здания в окружающую среду.
Благодарим за внимание!