Шрифт:
Цвета:
Россия, п.г.т. Мотыгино,
ул. Советская д. 136
+7 (391-41) 22-5-31
мы в Одноклассниках

Суриков В.И. Избранное

Василий Иванович Суриков ( родился в 1848 г. Красноярске) — русский живописец, мастер масштабных исторических полотен, академик и действительный член Императорской Академии художеств.

Начал рисовать в раннем детстве. Первым учителем Василия Сурикова стал Николай Васильевич Гребнёв — учитель рисования Красноярского уездного училища.

После завершения обучения в уездном училище Суриков устраивается работать писцом в губернское управление, где его работы заметил  енисейский губернатор П. Н. Замятнин. Губернатор нашёл мецената — красноярского золотопромышленника П. И. Кузнецова, который оплатил обучение Сурикова в Академии художеств.

Таким образом, с 1869 по 1875 год Василий Иванович учился в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова. Во время учёбы за свои работы получил четыре серебряных медали и несколько денежных премий.

Итак, представляем вашему вниманию

работы Василия Ивановича Сурикова.

Картины предоставлены

Красноярским художественным музеем имени В.И.Сурикова.

          В связи с тем, что в 2022 году наша страна будет отмечать 350-летие со дня рождения Петра I. Хотелось бы выделить, из представленных работ, одну картину, написанную в 1870 году-

 «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге»

Это первая самостоятельная работа В. И. Сурикова, которую он создал, учась на 1 курсе академии художеств.

В этой работе Сурикова отразились его первые впечатления от Петербурга: молодого художника, приехавшего в столицу из Сибири, не мог не поразить величественный облик города, его торжественная красота.  В первом же письме родным, в феврале 1869 года, он с восторгом описывает Сенатскую площадь, Исаакиевский собор и знаменитую конную статую Петра.

Великий император (Петр I) был наследником династии Романовых. На престол он взошёл в 1682 году, когда ему исполнилось 10 лет. Это первый руководитель в русской истории, который много путешествовал и обучался ремёслам в европейских странах. С именем Великого Петра связаны не только политические, экономические, но и культурные, просветительские, образовательные события в нашей стране. Армия и флот, церковь и судебная система, наука и образование, мода и даже новый календарь. Наконец первый Российский музей, величественный город на Неве и многое другое оставил Пётр I своим потомкам. Прорубленное однажды Петром I «окно в Европу» остаётся открытым до сих пор. Первый русский император предопределил вектор развития страны на века вперёд.

Несомненно, это – величайшая фигура в российской истории. Невозможно найти другого исторического деятеля, столь существенно повлиявшего на развитие нашего государства.

Писать картину Суриков начинает после первого года обучения в Академии художеств. К концу сентября 1870 года работа была завершена и выставлена на академической выставке.

Перед нами – знаменитый "Медный всадник", памятник работы французского скульптора Э. М. Фальконе, изображающий императора Петра I. На заднем плане возвышается Исаакиевский собор. Залитая лунным светом Сенатская площадь.

На фоне освещенного луной неба «Медный всадник» и Исаакиевский собор выглядят строгими и монументальными. Темный силуэт всадника кажется парящим в воздухе; гранитная скала, постамент памятника, благодаря серебристому инею и освещению напоминает ледяную или снежную глыбу.

На заднем плане белый свет луны поглощается ночными тенями, а на переднем сливается с теплым жёлтым светом газовых фонарей.

Памятник окружен огнями, множество их мерцает и вдали – там, где простираются широкие петербургские улицы...

Мрачная громада Исаакиевского собора, с массивной колоннадой и огромным куполом, занимает большую часть картины.

Луна освещает собор сзади, придавая ему загадочный и несколько мрачный вид.

Снег так и сияет в двойном свете – луны и газовых фонарей. Однако за пределами светового круга – там, где сгущаются ночные тени – становится сиреневым, почти лиловым.... Тени все больше уплотняются, чтобы вдалеке слиться с мраком ночных улиц.

Площадь заполнена народом. Мимо Исаакия проходит конный экипаж, от Невы свернули лёгкие сани... Мужчины и женщины в длинных платьях неспешно переходят перед ними дорогу...

Картина стала заметным событием на академической выставке и была приобретена красноярским купцом и золотопромышленником П.И. Кузнецовым,  оказавшим немалую материальную помощь в получении Суриковым профессионального образования.

Второй вариант картины, написанный зимой 1870 года, хранится в коллекции Государственного Русского музея.

Поступив в 1869 году в Академию художеств, В.И. Суриков много и напряженно работал, вскоре выделился среди ее учеников своим талантом.

От академического периода сохранилось много произведений, главным образом на библейские темы. В том числе эскиз, написанный художником в 1873 году - «Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде».

В основе этой работы лежит евангельский сюжет о том, как дочь Иродиады – Саломея потребовала у царя Ирода в награду за свой танец голову Иоанна Крестителя. Сделала она это по наказу своей матери, ненавидевшей пророка Иоанна. Суриков изображает тот момент, когда Саломея приносит голову на блюде, и Иродиада смотрит на нее, преисполненная ненависти и мести.

Художник противопоставляет два образа: молодой и легкомысленной Саломеи, не до конца осознавшей всю жестокость и бесчеловечность своего поступка, и образ Иродиады – человека-хищника, испытывающего сладострастный восторг от насилия. Взгляды Саломеи и Иродиады прикованы к голове Иоанна Крестителя, которая является композиционным и смысловым центром изображения. Лицо Иоанна с суровыми чертами покрыто мертвенной бледностью, что подчеркнуто спутанными прядями медно-красных волос. В целом коричневато-красная цветовая гамма произведения соответствует сюжету – мученической смерти пророка.

В изображении обстановки Суриков стремится к конкретности и подлинности. Действие происходит в комнате дворца, выходящего на террасу. В глубине комнаты видны светильники, зеркала, ларцы с драгоценностями, пространство устлано тканями и коврами. Многочисленные атрибуты, украшения и ткани прописаны более подробно. Включение восточных мотивов и орнаментики говорит о желании молодого живописца создать подлинную атмосферу происходящего.

Эскиз поступил в собрание Красноярского художественного музея имени Сурикова от внука художника Михаила Кончаловского в 1988 году. Окончательный вариант произведения хранится в Государственном Русском музее.

Сюжет картины «Милосердный самарянин»,

написанной в 1874 году описан в евангельской притче, рассказанной Иисусом Христом своим ученикам: «Один человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел той дорогой и, увидев его, прошел мимо. Самарянин же, проезжая, увидел его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливал масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез в гостиницу и позаботился о нем…».

Самаряне (самаритяне) – этно-религиозная группа, проживавшая на западном берегу реки Иордан.

Смысловым центром произведения является жест милосердия.

Суриков изображает момент притчи, когда самарянин склонившись над несчастным, пытается помочь ему. Вдалеке видны очертания фигуры удаляющегося человека, не оказавшего помощь.

Художник вводит в картину фигуру слуги, не упоминаемого в притче. Этот дополнительный персонаж необходим ему для создания уравновешенной композиции.

Работая над картиной, Суриков демонстрирует все знания и умения, полученные за время учебы в Академии. Одно из достоинств – создание художником особой световоздушной среды: рассеянный солнечный свет, мягкие контуры, прозрачные тени позволяют зрителю чувствовать атмосферу горячей, безжизненной пустыни.

Годом раньше Суриков провел лето в Хакасии, где много писал на открытом воздухе; эти уроки сказались в стремлении передать световоздушную среду: рассеянный солнечный свет, мягкие контуры, прозрачные тени.

За это произведение художник был удостоен малой золотой медали Академии художеств. После окончания учебы художник подарил картину красноярскому купцу и золотопромышленнику П.И. Кузнецову-своему самарянину в знак глубокой благодарности за оказанную ему материальную поддержку во время учебы в Академии; таким образом работа оказалась в Красноярске.

Вобрав в себя характерные черты творчества и мировоззрения художника, портрет стал одним из наиболее «суриковских» произведений среди созданных им в этом жанре.

Перед нами еще одна работа Василия Ивановича - «Анфиса», написанная в 1900-ом году.

Суриков говорил: «Мальчиком еще, помню, в лица все вглядывался – думал: почему это так красиво? Женские лица русские я очень любил».

Только он, несравненный мастер, мог так по-своему великолепно их написать. Интересно, что сам художник никогда не считал себя портретистом. Он писал только тех, кто ему был дорог и интересен, возможно, поэтому в его творчестве почти нет заказных портретов.

На портрете изображена молодая задумчивая девушка в узорчатом платке, подруга младшей дочери художника. Однако в восприятии зрителей она больше похожа на старинную русскую красавицу из далекого исторического прошлого, а может быть из народных сказок или былин и преданий.

Суриков создает костюмированный портрет. Он превращает платок в старинную ткань с богатым орнаментом, внимание зрителя сосредоточено на лице девушки, вписывая его сначала в треугольник, образованный платком, а затем в квадратный формат картины. Художник любуется ее красотой, идеально-правильными чертами лица. Одновременно с этим он наполняет образ ощущением старины, связанным для него с воспоминаниями детства.

Работа художника – «Девушка с косами. Портрет А.А. Добринской», написанный в 1910 году.

Суриков воплотил свой художественный идеал в современном женском облике, отвечающем духу времени и его представлениям о прекрасном. Сурикову судьба подарила встречу с Анастасией Анатольевной Добринской.

С семьей Добринских Суриков познакомился в 1910 году. Отец семейства Анатолий Михайлович Добринский работал на строительстве Сибирской железной дороги, поэтому вся семья долго жила в Сибири. Затем они переехали в Москву. Суриков был частым гостем этой семьи, у них сложились самые теплые дружеские отношения, которые продолжались в течение последних пяти лет жизни художника. Летом 1910 года Василий Суриков приезжает в Самарскую губернию по приглашению своих знакомых москвичей Добринских, которые часто гостили на даче у ставропольского домовладельца Василия Головкина, и селится на даче в прекрасном Сосновом бору. Тогда же был написан портрет Анастасии Добринской.

Ася, как ее звали в семье, была необщительной, замкнутой, очень застенчивой девушкой, не имевшая подруг, она мечтала по окончании гимназии уйти в монастырь. Именно ей Василий Иванович уделял больше внимания. В ответ художнику доверялись девичьи тайны и сокровенные мысли. Суриков часто и охотно изображал Асю.

В портретном изображении А. Добринской художнику удалось создать образ кроткой, милой девушки с богатым и сложным внутренним миром, закрытой от мира внешнего. Ее чистота и застенчивость читается во взгляде, в выражении лица, в наклоне головы и положении рук. Этот портрет, один из немногих, созданных на природе, наполнен теплым солнечным светом и воздухом покоряет своей простотой и естественностью.

Три крымских пейзажа из собрания Красноярского художественного музея имени Сурикова представляют серию  произведений, созданных художником в 1907 – 1915 годах. Серия эта довольно велика – известно более сорока работ. Это портреты, несколько жанровых сцен, но в основном – пейзажи.

Четырежды Суриков посетил Крым (1907, 1908, 1913, 1915). На Южнобережье в общей сложности он провел несколько месяцев и, как всегда, много работал.

Крым стал для художника удивительным открытием, неугасимым восторгом. 

Вид, открывшийся Сурикову по дороге из Севастополя  в первый же день приезда, был истинным праздником для глаз художника: в этюде «Крым. Пейзаж с Форосской церковью Воскресения Христова», написанный в 1908 году

художник запечатлел  один из самых удивительных крымских видов –  храм, вознёсшийся над морем. Суриков пишет его с дороги, идущей выше, от Байдарских ворот, и этот обзор даёт неохватную  прекрасную панораму.

Этот храм на краю обрывистого утеса и открывающаяся безбрежная панорама поразили художника, и он сразу же отобразил свои чувства на холсте. Светлая живопись, мягкая дымка, которая скрадывает очертания храма, и бесконечные дали — все написано стремительно, длинными и круглящимися мазками.

Палитра построена на множестве оттенков зеленых, голубых, желтых, розовых тонов и придает этому небольшому этюду ощущение легкости и воздушности.

Пейзаж не был основным направлением в творчестве В. И. Сурикова, но присутствует почти во всех его картинах.

Немало русских художников, начиная с XVIII века, было очаровано Крымом – морскими закатами и восходами, прибоями, штилями и штормами, скалами и бухтами, пристанями и улочками крымских городов.

Летом 1907 года, собираясь в поездку с младшей дочерью Еленой, он пишет дочери Ольге из Москвы: «Погода здесь холодная. Солнца нет. Может, в Крыму найдём». Крым полюбился Сурикову: он соответствовал темпераменту художника, его огромному жизнелюбию широкой натуре и живописным устремлениям последнего периода жизни. 

«Здесь всё время солнце», – говорит он в одном из писем брату. Ещё он нашёл здесь любимые им неограниченные дали, щедрые краски, новые впечатления, в том числе – художественные. В первую же поездку в Крым в пейзажах Сурикова рождается яркий, звучный колорит.

Этюд «Прибой» написан также в первую поездку В. И. Сурикова в Крым (в 1907 году),

в нём так ощутимы восхищение жизнью и новое понимание живописи – чистый, яркий цвет, открывшийся художнику под южным солнцем.

Цвета этюда – насыщенные голубые, бирюзовые тона с вкраплениями тёмного красного и лиловые на горизонте, белоснежные гребешки волн на первом плане. Живописное небо, условно обозначенное узкой полоской едва тронутого красками холста. Фактурная кладка красочного слоя и  энергичный мазок передают впечатление  сильной движущейся массы воды, а высокий горизонт даёт столь любимую им широкую панораму. Простота и свобода живописи ставят этот этюд в число лучших произведений большого крымского цикла В. И. Сурикова.

Крым подарил художнику безбрежные горизонты, солнце и светлые чистые краски. Суриков оказался пленен необъятным морем и седыми вершинами гор, древними поселениями и народом тех мест.

О первой его поездке в Крым внучка художника Наталья Кончаловская написала: «Крым показался Сурикову ослепительным, он наслаждался купанием, солнцем, дальними прогулками в горы…» 

Во время путешествий он объехал почти все побережье южного Крыма: побывал в Алупке, Гурзуфе, Ялте и Симеизе. И каждое из этих мест он посещал не раз. Во все свои путешествия Василий Суриков брал с собой альбом, холсты и краски, он и на отдыхе делал наброски и создавал этюды.

Из своих поездок по Крыму художник привозил множество пейзажей.
Большая часть которых— панорамные, с широкими видами. 

Художник следовал правилу своего первого учителя Николая Гребнёва «сверху холма город рисовать», к тому же он и сам любил общие виды и бесконечные дали.

В Симеизе Василий Суриков часто писал вид на гору Кошка, небольшую бухту, окруженную скалами оригинальных очертаний, и просто скалы, которые поднимались над бирюзовой водой. Один из часто повторяющихся мотивов — величественный вид на гору Ай-Петри из Симеиза и Алупки.

Пейзаж «Крым. Скалы Симеиза»

передает сложный ландшафт этой местности, состоящий из скал, в окружении крутых холмов, склоны которых изрезаны оврагами и мелкими долинами, ведущими к морю. Видим прибрежные каменистые вершины, крутые холмы, которые окружают старинный поселок и мелкие долины, которые пересекают возвышенности и ведут к морю. 

Работы крымского цикла Василия Ивановича дополняют и обогащают картину юга России и составляют целый раздел творческого наследия художника, окрашенный яркой индивидуальностью, полный солнечного света, творческих поисков и обретений.