В 2022 году наша страна будет отмечать 350-летие со дня рождения Петра I.
Великий император - Петр I был наследником династии Романовых. На престол он взошёл в 1682 году, когда ему исполнилось 10 лет. Это первый руководитель в русской истории, который много путешествовал и обучался ремёслам в европейских странах.
С именем Великого Петра связаны не только политические, экономические, но и культурные, просветительские, образовательные события в нашей стране. Армия и флот, церковь и судебная система, наука и образование, мода и даже новый календарь. Наконец первый Российский музей, величественный город на Неве и многое другое оставил Пётр I своим потомкам.
Прорубленное однажды Петром I «окно в Европу» остаётся открытым до сих пор. Первый русский император предопределил вектор развития страны на века вперёд.
Несомненно, это – величайшая фигура в российской истории. Невозможно найти другого исторического деятеля, столь существенно повлиявшего на развитие нашего государства.
«Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге»
Это первая самостоятельная работа В. И. Сурикова, которую он создал, учась на 1 курсе академии художеств.
В этой работе Сурикова отразились его первые впечатления от Петербурга: молодого художника, приехавшего в столицу из Сибири, не мог не поразить величественный облик города, его торжественная красота. В первом же письме родным, в феврале 1869 года, он с восторгом описывает Сенатскую площадь, Исаакиевский собор и знаменитую конную статую Петра.
Писать картину Суриков начинает после первого года обучения в Академии художеств. К концу сентября 1870 года работа была завершена и выставлена на академической выставке.
Перед нами – знаменитый "Медный всадник", памятник работы французского скульптора Э. М. Фальконе, изображающий императора Петра I. На заднем плане возвышается Исаакиевский собор. Залитая лунным светом Сенатская площадь.
На фоне освещенного луной неба «Медный всадник» и Исаакиевский собор выглядят строгими и монументальными. Темный силуэт всадника кажется парящим в воздухе; гранитная скала, постамент памятника, благодаря серебристому инею и освещению напоминает ледяную или снежную глыбу.
На заднем плане белый свет луны поглощается ночными тенями, а на переднем сливается с теплым жёлтым светом газовых фонарей.
Памятник окружен огнями, множество их мерцает и вдали – там, где простираются широкие петербургские улицы...
Мрачная громада Исаакиевского собора, с массивной колоннадой и огромным куполом, занимает большую часть картины.
Луна освещает собор сзади, придавая ему загадочный и несколько мрачный вид.
Снег так и сияет в двойном свете – луны и газовых фонарей. Однако за пределами светового круга – там, где сгущаются ночные тени – становится сиреневым, почти лиловым.... Тени все больше уплотняются, чтобы вдалеке слиться с мраком ночных улиц.
Площадь заполнена народом. Мимо Исаакия проходит конный экипаж, от Невы свернули лёгкие сани... Мужчины и женщины в длинных платьях неспешно переходят перед ними дорогу...
Картина стала заметным событием на академической выставке и была приобретена красноярским купцом и золотопромышленником П.И. Кузнецовым, оказавшим немалую материальную помощь в получении Суриковым профессионального образования.
Второй вариант картины, написанный зимой 1870 года, хранится в коллекции Государственного Русского музея.